Инфодиетология: кейс психологов
Кейсы, Курс Инфодиетолог, Новости Сети, Образование Суббота, Март 8th, 2014Кейс психологов-консультантов Индиры Смирновой и Александра Андрунович-Овчарова
Вопрос, который очень часто задают в кабинете психолога сегодня, звучит так: «Как справиться с зависимостью от информации в условиях её переизбытка не только в пространстве, но и в голове?»
Мы, психологи-консультанты, исследователи психологического поведения, с удовольствием поделимся новейшими открытиями, созданными в ходе наблюдения пациентов и клиентов частной немедицинской терапии.
Большинство психотерапевтов знают о стереотипах поведения пациента, которые продуцируют разные формы зависимостей. Мы неоднократно замечали, что человек с пищевой или интернет- зависимостью просто не может самостоятельно выработать новый стиль поведения. Он обращается за помощью (что, кстати, не стыдно и нормально для любого человека), консультируется, практически учится новым поведенческим навыкам с помощью доверенного лица – пока психолога.
Как практикующий психолог и «то самое доверенное лицо», я напишу о нескольких принципах, которые на первой консультации очень хорошо усваивают мои клиенты-пациенты.
Они узнают, что принцип ограничения, в пище или в информации – это главная цель, которую необходимо достичь. Но ограничить потребление калорий, как и ограничить информационную зависимость, очень сложно. Вроде бы простой принцип – «ограничение», а сколько пациентов демонстрирует такие симптомы как нервозность, раздражительность, повышенную утомляемость и достаточно широкий круг депрессивных проявлений. Пациент начинает спорить, аргументировать свою жизнь, будто он что-то натворил или ему стыдно из-за своей проблемы. Обычно это происходит так, например: «Нужно так много времени, чтобы изменить свою привычку». Или: «У меня никогда ничего не получалось. Почему сейчас должно что-то получиться?» Я стараюсь пояснить: «Да, время на себя ты потратишь. Но ты изменишься» или «Всё когда-то с чего-то должно начаться и тебе поможет эффективная программа по изменению привычки». То есть, мы явно имеем дело со стилем поведения.
Клиенту должна быть дана возможность тренировки и контроля непривычного для него поведения. То есть, если мы что-то не умеем, нам нужно время, поддержка и условия формирования нового поведения, привычки или навыка. Поведение – это такой же навык, как и большинство наших социальных рефлексов.
Снова наблюдение: в основе проблемы избытка чего-либо, например еды или информации, лежит желание получение удовольствия и расслабления. Желание наслаждения может быть очень велико в силу определённых обстоятельств: конфликтов, стресса и потерь, которые человек испытывает в своей жизни. Терапия не помогает, потому что она полностью игнорирует баланс наслаждения человека. Терапевт может восприниматься как нравоучительный и слишком системно ориентированный чтец правильных установок, в результате чего клиент просто считает себя каким-то неразумным ребёнком, неспособный справиться со своими проблемами.
Вопрос: «Как же мотивировать человека для соблюдения терапевтических правил?» Ведь мы уже знаем, что без помощи и тренировки нового поведения, а психотерапевт помогает правильно осуществить эту миссию, не подойти к созданию баланса удовольствия, базирующийся теперь не на инстинктивной привычке, а на продуманной стратегии.
В принципе, ответ не сложен. Со стороны терапевта вы должны получить поддержку и тщательный анализ вашего поведения. Чем лучше он сможет понять вас, тем лучше он определит, насколько глубоко личность затронута потерей или внутренним конфликтом.
После, должен быть создан план индивидуального лечения с учётом личных и производственных обстоятельств. Клиенту должна быть дана возможность тренировки и время на формирование нового стиля поведения.
Авторы Индира Смирнова и Александр Андрунович-Овчаров
Приглашаем освоить перспективные профессии в Школе Рерайта
Короткий URL: http://rewriteschool.ru/?p=2182
Свежие комментарии